Про названия икон и праздник 15 июля

Akhtirskaya.Mother.of.God.Icon
Изображение иконы Ахтырской Божьей Матери взято с сайта http://www.drevo-info.ru

Чем больше размышляю над христианской символикой, тем больше удивляюсь ее разнообразию.

Даже названия икон заставляют задуматься. Нет никакого единственно верного правила, откуда у иконы появляется название. Вернее, правила как бы есть, но их много. И ни одно из них не является универсальным.



Я уже писала о том, что иногда иконы называют по типу изображения, когда рассказывала об экскурсии в Музей Духовной академии при Троице-Сергиевой Лавре. Так иконы Богородицы могут называться: Элеуса, Одигитрия, Оранта и так далее.

Но бывает, что иконы называются в связи с каким-то местом: Казанская икона Божьей Матери, Смоленская, Владимирская… При этом чаще всего такое «географическое» название иконе дается по месту её чудесного обретения. Но бывает, что на этом история не заканчивается, а только начинается.

Так случилось как раз с Ахтырской иконой Божьей Матери, престольной иконой храма, при котором работает наша воскресная школа.

Икону эту случайно нашли во время сенокоса в городе Ахтырка Харьковской губернии Российской империи (сейчас это Сумская область Украины). Нашёл её местный священник Василий Данилов 2 июля 1739 года (по старому стилю). Отец Василий взял найденную икону себе домой. Несколько раз потом он замечал, что от иконы шло свечение, но никому об этом не говорил, а лишь усердно молился перед ней.

Приснилось ему как-то, что ему надо очистить с иконы пыль и омыть её водою. Проснувшись, он так и сделал. А воду, которая осталась от омовения, отец Василий с утра собирался вылить в реку. Но ночью ему снова привиделся сон, в котором он увидел себя, несущего воду с омытой иконы выливать в реку, и услышал голос: «Возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страдающих лихорадкой». А у отца Василия дочь давно болела лихорадкой. Поутру он дал ей воды с иконы, и она сразу выздоровела.

После этого отец Василий решил угодить Божьей Матери и отдал икону иконописцу, чтобы тот отреставрировал её. У иконописца сын тоже болел лихорадкой, и по примеру священника, он омыл икону водой, напоил ею своего сына, и тот тоже выздоровел. Ночью, готовя инструмент для реставрации иконы, иконописец услышал голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить её ты не можешь». Наутро иконописец отнёс икону отцу Василию, который на этот раз не оставил её у себя дома, а поставил её в Покровском храме, убедившись в её целительной силе. Многие люди приходили к ней и исцелялись от лихорадки.

Спустя 9 лет, в 1748 году больная баронесса фон Вейдель, бывшая проездом в городе Ахтырке, увидела сон, в котором Богоматерь сказала ей точный день её смерти – через пять дней, и посоветовала всё своё имущество раздать бедным, чтобы они молились за баронессу после её ухода из жизни. У баронессы были две малолетние дочери, и Богоматерь обещала им своё покровительство, если баронесса поступит так, как она ей сказала. Баронесса фон Вейдель сделала всё, как было указано ей во сне. Умерла она действительно на пятый день, а дочерей её к себе на воспитание взяла императрица Елизавета Петровна (дочь Петра Великого), и позже очень удачно выдала их замуж за богатых дворян: графов Панина и Чернышёва.

Так потихоньку за 12 лет до сведения властей, светских и церковных, дошла слава о многочисленных чудесах этой иконы. И в 1751 году Священный Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божьей Матери, как чудотворную. На месте обретения иконы на средства, пожертвованные императрицей Елизаветой Петровной, позже был построен каменный Покровский собор по проекту известного архитектора Ф.Б. Растрелли.

В этом соборе Ахтырская икона и хранилась до 1903 года, пока её не послали на реставрацию в Санкт-Петербург. По пути на реставрацию икона исчезла, а в 1950-х годах обнаружилась в Америке, где теперь она и хранится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

Но за то время, пока Ахтырская икона была в России, с неё успели сделать несколько списков (копий). Многие из них также прославились чудесными исцелениями. Один из списков хранится в Храме в маленьком селе в Сергиево-Посадском районе Московской области.

Первое упоминание об этом селе датируется 1504 годом. Начало шестнадцатого века. Тогда село называлось Дудкино. Но в этом селе был построен храм в честь Ахтырской иконы Божьей Матери, благодаря которому и само село с 1772 года стало называться Ахтырка.

Так икона сначала получила название по месту своего чудесного обретения, а потом и сама дала новое имя селу, которое находится в 858 километрах от Ахтырки Сумской области на Украине, где её нашел отец Василий Данилов.

И 2 июля по старому стилю, или 15 июля по новому стилю, в день обретения Ахтырской иконы, отмечается её праздник – престольный праздник для Ахтырского храма. В этот день всегда отличная погода: даже если накануне был дождь, на Ахтырскую – непременно светит солнышко. Этот год не стал исключением.

Праздник в селе Ахтырка Московской области начался с торжественной службы, продолжился Крестным Ходом.

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.7

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.8

А затем было представление, подготовленное ребятами из нашей воскресной школы,

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.5

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.6

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.4

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.2

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.3

Akhtirskaya.Mother.of.God.icon's.feast.1

и, в завершение праздника, угощение для всех прихожан: актёров и зрителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin